Уголовно-правовые науки
Информирование о приеме на обучение по программе аспирантуры в 2023/2024
Научная специальность 5.1.4 «Уголовно-правовые науки» направлена на углубленное изучение следующих тем: уголовно-правовые науки, теория уголовного права: уголовный закон, принципы, преступление, наказание, иные меры уголовно-правового характера; системообразующие институты; социальная обусловленность и эффективность уголовного права, закономерности и тенденции развития и совершенствования, зарубежное и международное уголовное право, теория криминологии, преступность, ее структура и динамика; личность преступника, детерминанты преступности, ее отдельных видов и преступлений, стратегия применения специальных мер в целях выявления, раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, теория уголовно-процессуального права, уголовно-процессуальное законодательство и иные источники уголовно-процессуального права; закономерности толкования и применения норм уголовно-процессуального права, закономерности и тенденции развития и совершенствования уголовного судопроизводства, его принципы, содержание и формы реализации, уголовно-процессуальные институты и функции, стадии уголовного судопроизводства, его участники, уголовное преследование, реабилитация, гражданский иск в уголовном процессе, обеспечение прав, свобод и законных интересов личности, доказательственное право, процессуальный контроль, прокурорский надзор, судебный контроль, уголовный процесс за рубежом, теория уголовно-исполнительного права, система законодательства, правовое регулирование исполнения и отбывания уголовных наказаний, процесс исполнения уголовных наказаний, отдельных их видов; история возникновения и развития уголовно-исполнительного права, учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания; международные акты по обращению с осужденными, порядок исполнения и отбывания уголовных наказаний в зарубежных странах, правоохранительные органы в сфере борьбы с преступностью.
Целью программы аспирантуры является: развитие у аспирантов способности к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности; способности самостоятельно организовать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях высшего образования; способности к организации работы исследовательского и педагогического коллектива в области юриспруденции; способности разработать и применять комплексное методическое обеспечение преподаваемых учебных дисциплин.
АННИО «МИИГУ им. П.А. Столыпина» обеспечивает обучающемуся доступ к научно-исследовательской инфраструктуре в соответствии с образовательной программой и индивидуальным планом работы обучающегося, доступ к электронной информационно-образовательной среде АННИО «МИИГУ им. П.А. Столыпина» посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Обучающимся обеспечивается доступ к учебно-методическим материалам, библиотечным фондам и библиотечно-справочным системам, а также информационным, информационно-справочным системам, профессиональным базам данных, состав которых определен соответствующей образовательной программой и индивидуальным планом работы обучающегося. Электронная информационно-образовательная среда АННИО «МИИГУ им. П.А. Столыпина» обеспечивает доступ ко всем электронным ресурсам, которые сопровождают научно-исследовательский и образовательный процессы подготовки научных и научно-педагогических кадров, в том числе к информации об итогах промежуточных аттестаций с результатами выполнения индивидуального плана научной деятельности и оценками выполнения индивидуального плана работы обучающегося.
-
Юридическая наука в системе научного знания
-
Понятийно категориальный аппарат юридической науки
-
Научный метод и методология научного познания
-
Методология юридической науки:понятие, классификация и характеристика основных методов
-
Научное исследование: понятие, организация, методы и методики
-
Специфика социально-гуманитарного знания и его место в системе современных наук
- 1. Соотношение социально-гуманитарного, естественнонаучного и технического знания.
- 2. Социально-гуманитарное знание – комплекс частных и общетеоретических наук об обществе и человеке.
- 3. Взаимосвязь философии и исторического знания в современную эпоху.
- 4. Категории времени в современной истории и в преломлении исторического познания.
- 5. Соотношение предмета и объекта и субъекта науки.
-
Наука как предмет философского исследования
- 1. Проблема выявления философского образа науки.
- 2. Проблема исторического возраста науки.
- 3. Наука в системе современной цивилизации.
- 4. Наука как особый вид знания, как специфическая познавательная деятельность и как социальный институт.
- 5. Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина.
- 6. Основные концепции философии науки.
- 7. Философия науки, социология науки, науковедение и наукометрия.
-
История философии, формирование философской антропологии и философии культуры
- 1. История философии как наука.
- 2. Периодизация историко-философского процесса. Рождение философии. Античность, Средние века и Новое время. Философия эпохи Просвещения, немецкая теоретическая философия, философия XIX в. Основные идеи философии науки (позитивизма) в XIX веке.
- 3. Основные идеи философии науки (позитивизма и постпозитивизма) в XX-XXI вв. Современная философия науки, техники и информации (вне рамок позитивизма). Русская философия о проблемах научного познания.
-
История юридической науки и образования в России
- 1. Периодизация истории российской юриспруденции.
- 2. Характеристика основных периодов истории российской дореволюционной юриспруденции.
- 3. Советский этап истории отечественной юриспруденции.
- 4. Система юридического образования и организация научного сообщества на различных этапах истории российской юриспруденции.
-
Основные концепции развития науки. Постпозитивистские модели динамики научного знания (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
- 1. Понятие научной парадигмы. Развитие науки как смена парадигм. Концепция смены парадигм Т. Куна.
- 2. Понятие научно-исследовательской программы. Концепция развития науки Имре Лакатоса.
- 3. Жесткое ядро, защитный пояс, позитивная и негативная эвристика научно-исследовательской программы. Теоретический и методологический плюрализм Пола Карла Фейерабенда.
- 4. Анархическая эпистемология, теоретический релятивизм, принцип «всё дозволено». Тематический анализ науки Джеральда Холтона. Темы как инвариантные структуры в развитии научного знания
-
Структура научного знания: эмпирический и теоретический уровни
- 1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Различие методов, видов знания и стратегий исследования. Структура эмпирического и теоретического. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания.
- 2. Теоретическая нагруженность наблюдения. Противостояние позиций эмпиризма эмпиризма (О. Конт, Г. Спенсер, Венский кружок, неопозитивисты) и конвенциализма (П. Дюгем, А. Пуанкаре и др.) в философии науки и эпистемологии.
- 3. Научный факт. Обобенности фундаментальных научных фактов. Противостояние фактуализма и теоретизма. Абстрагирование, идеализация, гипотеза как методы научного познания.
- 4. Гипотетико-дедуктивный метод. Понятие ad hoc гипотезы. Особенности процесса подтверждения и опровержения научных гипотез.
- 5. Проблема демаркации научного и ненаучного знания. Принцип верификации. Фальфикационизм как методологическая концепция К. Поппера.
- 6. Моделирование в научном познании, перенос моделей из одной области в другую. Информационное, компьютерное (вычислительный эксперимент), математическое, логическое виды моделирования.
- 7. Мысленный эксперимент. Применение мысленных экспериментов для решения научных проблем.
-
Уголовное право
- 1. Понятие уголовного права как отрасли права и науки.
- 2. Принципы уголовно-правового регулирования.
- 3. Уголовная политика.
- 4. Уголовный закон: понятие, признаки, структура и значение. Его соотношение с другими нормативными актами и актами применения.
- 5. Действие уголовного закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила уголовного закона.
- 6. Уголовная ответственность: понятие, основание и значение.
- 7. Понятие преступления, его признаки, категории и значение. Отличие преступления от иных правонарушений.
- 8. Состав преступления: понятие, виды и значение.
- 9. Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемость.
- 10.Множественность преступлений: понятие, формы, значение, отличие от единичного преступления.
- 11.Стадии совершения преступления: понятие, виды и значение.
- 12.Понятие приготовления к преступлению, его признаки и значение.
- 13.Понятие покушения на преступление, его признаки, виды, значение, отличие от иных стадий преступления.
- 14.Соучастие в преступлении: понятие, признаки, значение, отличие от прикосновенности к преступлению.
- 15.Виды соучастников преступления и формы соучастия.
- 16.Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния.
- 17.Понятие, признаки и цели наказания.
- 18.Виды наказания, их классификация.
- 19.Общие начала назначения наказания, роль обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.
- 20.Назначение наказания по совокупности преступлений и по совокупности приговоров.
- 21.Понятие и виды освобождения от уголовной ответственности, значение этого института.
-
Уголовный процесс
- 1. Теоретические аспекты понимания сущности уголовного преследования. Виды уголовного преследования.
- 2. Проблемные вопросы реализации процессуального статуса свидетеля и потерпевшего. Свидетельский иммунитет.
- 3. Проблемные вопросы реализации процессуального статуса подозреваемого, обвиняемого.
- 4. Обеспечение реализации права участников уголовного судопроизводства на квалифицированную юридическую помощь.
- 5. Процессуальная самостоятельность следователя в условиях состязательного
- 6. уголовного судопроизводства. Ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор, судебный контроль за его деятельностью.
- 7. Правовые и организационные вопросы избрания следователем меры пресечения. Оценка доказательств о причастности лица к совершению преступления.
- 8. Правовые и организационные вопросы заключения лица под стражу.
- 9. Пределы принуждения при производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность личности и жилища.
- 10.Проблемные вопросы применения следователем иных мер процессуального принуждения.
- 11. Собирание доказательств в стадии возбуждения уголовного дела по различным категориям уголовных дел. Выбор средств проверки сообщения о преступлении.
- 12. Особенности возбуждения уголовного дела в отношении лица.
- 13. Подследственность: проблемные аспекты
- 14. Исчисление, основания и порядок продления сроков предварительного следствия.
- 15. Процессуальные и организационные вопросы соединения и выделения уголовных дел. Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела.
- 16. Проблемные вопросы взаимодействия следователя и органа дознания.
- 17. Характер поручений следователя органу дознания. Содержание и объем поручаемой работы.
-
Криминология
- 1. Ретрология как учение об историческом прошлом криминологии.
- 2. Позитивистский (поисковый) метод в криминологии.
- 3. Антрополого-социологическое направление в криминологии.
- 4. Идея «расширенной науки» криминологии в историческом прошлом.
- 5. Современная концепция триединства криминологии.
- 6. Предмет, цели, задачи криминологии как «расширенной науки».
- 7. Функции науки криминологии.
- 8. Уголовно-правовой и уголовно-процессуальный аспекты криминологии.
- 9. Методы конкретных наук в изучении преступности и её причин.
- 10.Методы конкретных наук в изучении преступника и жертвы преступления.
- 11.Методы криминологического прогнозирования.
- 12.Криминологическое исследование и технология его выполнения.
- 13.Контент-анализ как уникальный метод и вид криминологического исследования.
- 14.Факторный, комплексный, системный (синергетический) подходы в криминологической науке.
- 15.Понятие и содержание криминологической деятельности.
- 16.Общенаучные (описательная, объяснительная, прогностическая) функции криминологической науки.
- 17.Общие (синтезированная, концептуальная, правотворческая, оптимизирующая функции) интегрированной науки криминологии.
- 18.Преступность и её предметная (эмпирическая) оценка.
- 19.Системный подход к определению преступности как научной категории.
- 20.Синергетический метод в криминологии.
- 21.Преступность как свойство общества, социокультура.
- 22.Преступность как угроза национальной безопасности.
-
Введение в терминологию специальности.
-
Стратегии устного и письменного перевода.
-
Предпереводческий анализ текста.
-
Технологии машинного перевода.
-
Деловая переписка.
-
Международное научное сотрудничество.
0.00 average based on 0 ratings